Реализация содержания дошкольного образования в летний период

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования»

(нажав можно скачать, либо просмотреть по ссылке ниже)

https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god/doshkol-noe-obrazovanie-2021-2022/3829-doshkol-noe-obrazovanie.html

 

 

 

Консультация для воспитателей дошкольного образования

 

РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель: создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья детей и закаливания детского организма.

        В ходе летнего оздоровления решаются задачи:

  1. Обеспечить оптимальные условия для пребывания детей на свежем воздухе, их активную двигательную деятельность.
  2. Активизировать работу по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе культурно-досуговой деятельности.
  3. Обеспечить условия для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитания этического отношения к природе, трудолюбия.
  4. Формировать эмоциональное восприятие воспитанников посредством создания условий экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы.
  5. Совершенствовать развивающую предметно - пространственную, оздоровительную среду в учреждении дошкольного образования, на участке и за его пределами, при этом особое внимание необходимо уделить обеспечению безопасных условий пребывания детей в дошкольном учреждении.

 

Обеспечение безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования.

         Лето вносит ряд перемен в условия жизни детей, в организацию работы с ними. Дети чувствительны ко всем переменам. Для того чтобы сделать незаметным для них переход к новым условиям, требуется исключительная четкость в работе персонала, продуманная организация всех режимных процессов, особое внимание к каждому ребенку, забота о его хорошем самочувствии, бодром настроении.

         В учреждении дошкольного образования и на его территории должны быть созданы безопасные условия жизнедеятельности детей:

  • на территории учреждения не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами;
  • на спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (их следует систематически засыпать);
  • пешеходные дорожки на территории учреждения должны быть ровными, без выбоин;
  • надворное оборудование (навесы, веранды, террасы, конструкции отдельных сооружений) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно (не должны иметь острых углов и выступающих деталей; поверхность деревянных конструкций должна быть гладкой и хорошо отшлифованной), изготавливаться из разрешенных Министерством здравоохранения Республики Беларусь материалов;
  • установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;
  • участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка).
  • в групповых помещениях и на улице не допустимо использование игрушек с трещинами, сколами;
  • игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов;
  • калитки должны быть закрыты на засов, выше уровня доступности ребенка;
  • чистящие и моющие средства в группах должны храниться выше уровня ребенка (либо в шкафу под замком).

Перед тем как вывести воспитанников на прогулку, педагогу необходимо тщательно осмотреть участок. Воспитатели должны знать ядовитые растения и кустарники, растущие на территории учреждения дошкольного образования и рассказывать о них детям. Также необходимо проводить работу (консультирование, памятки, рекомендации и др.) с законными представителями воспитанников с целью обеспечения безопасной жизнедеятельности в условиях семьи.

 

Подготовка к летней оздоровительной работе

         В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней (ст. 147, п.13).

          Формы работы должны быть разнообразны и отражать как особенности работы в летний период, так и работу по годовым задачам учреждения дошкольного образования на текущий учебный год.

В летний период планируются занятия по образовательным областям «Физическая культура», «Музыкальное искусство», «Художественная литература», «Изобразительное искусство». Во второй младшей группе целесообразно планировать занятия по образовательной области «Изобразительное искусство» доминантными, а занятие по образовательной области «Художественная литература» планировать 1 раз в 2 недели (так как в типовом учебном плане стоит 0,5 часа). Формы работы должны быть разнообразны и отражать как особенности работы в летний период, так и работу по годовым задачам учреждения дошкольного образования на текущий учебный год.

В работе с родителями и воспитанниками необходимо сделать упор на формы, позволяющие заинтересовать, увлечь, активизировать участников образовательного процесса: всевозможные акции, тематические недели, дни, квесты, совместные выставки, досуги и развлечения (математические, литературные и др.). Заблаговременно проводятся все необходимые работы по подготовке участка и помещений, оборудования, игрушек и пособий, необходимых для жизни и разнообразной деятельности детей, учитывая максимальное пребывание на воздухе.

 

Организация летнего оздоровления

Летом предусматривается максимальное пребывание детей на воздухе (при благоприятных метеорологических условиях). Основная задача педагогов – как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма воспитанников в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Выход детей на улицу осуществляется после завтрака, согласно распорядку дня.

         Летом игровая деятельность занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.

         Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. Среда групп в летний период не должна «сворачиваться». недопустимо, когда закрытые шкафы полны игрушек, а детям не с чем играть. На групповых участках создаются условия для всех видов игр. Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками.

Хорошим материалом для работы в летний период являются нестандартные игры и атрибуты.

Рекомендуется педагогам иметь в наличии:

  • предметы-заместители
  • выносной материал для игр с песком и водой
  • игрушки для обыгрывания воспитанниками построек из песка
  • различные виды схем и моделей (например, городов, мостов, зданий и т.д.)
  • шумовые музыкальные инструменты
  • стандартное и нестандартное физкультурное оборудование
  • медальоны для проведения подвижных игр и инсценировок (учитывая, что дети будут бегать на улице, медальоны должны крепиться для безопасности на запястье или на предплечье, можно и жилеты)
  • занимательные игры, а в старших группах предпочтение отдавать играм-головоломкам (они могут быть изготовлены из подручных материалов)
  • гербарии

Все игрушки, атрибуты, книги и др. выносится на улицу в корзинах, эстетичных привлекательных коробках и др. Суть состоит в том, чтобы дети и на площадке понимали, что все имеет свое место. Это воспитывает аккуратность у воспитанников.

С большим удовольствием дети играют в сюжетно- ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др.

Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора. Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный природный и бросовый материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др.

Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.

Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.

Эффективность двигательного режима зависит от времени, объема и интенсивности двигательной деятельности детей.

        Летом необходимо шире использовать такие организованные формы двигательной деятельности как подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные прогулки и экскурсии.

                     Физкультурно-оздоровительная работа включает:

–утреннюю гимнастику;

–физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

–подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

–активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

–самостоятельную двигательную деятельность;

–закаливание;

–индивидуальная работа с воспитанниками.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В содержание утренней гимнастики с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

комплекс общеразвивающих упражнений;

обыгрывание сюжета;

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке (до 3х минут в старших группах);

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др. (с усложнениями на 2, 4 неделе).

Следует отметить, что в отсутствие руководителя физического воспитания, утреннюю гимнастику проводит воспитатель дошкольного образования.

          При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

развитие координационных способностей;

развитие физических качеств;

совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);

элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, теннис, городки, бадминтон) и спортивные упражнения (катание на велосипеде и самокате);

игры с элементами спортивного ориентирования;

комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у воспитанников умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей. В отсутствие руководителя физического воспитания, физкультурные досуги могут проводить воспитатели дошкольного образования по сценариям руководителя физического воспитания

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

включение в распорядок дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом возраста, здоровья, степени сформированности движений и типов двигательной активности воспитанников (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети).

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

ежедневные оздоровительные прогулки (в учреждениях дошкольного образования с пребыванием 10,5 часа и более пребывание детей на открытом воздухе должно организовываться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут);

многократное умывание в течение дня;

полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

дневной сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 5 мин во второй младшей группе до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

 

Реализация образовательного процесса в летний оздоровительный период.

Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. В содержание работы с детьми включаются такие темы, как основы безопасности жизнедеятельности (в быту, на природе, в городе и др.), ознакомление детей с природой (биологический практикум, где дети получают сведения об окружающей природе и практические умения по выращиванию растений, уходу за животными), трудовая деятельность и др.

В летнее время художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами. Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

 - максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

- интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь учреждения дошкольного образования через организацию тематических выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды в группе, учреждении и др.;

- вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания (занятия, игры, театрализованные представления, мастерские «умелые ручки» и др.).

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим. Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание детей, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней. Красоту родной природы можно передавать в рисунках, творческих работах с использованием не только традиционных изобразительных материалов и техник, но и с включением нетрадиционных: рисование палочками на песке, мелками на асфальте, конструирование из песка, выкладывание узоров из камешков, веточек и другого бросового и природного материала.

В летний период детская досуговая деятельность организовывается таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, проявление творческих способностей. И особое место в этом занимает художественная речевая и музыкальная деятельность. Во время летних каникул необходима организация детских тематических досугов: «День защиты детей», «День Независимости», «Здравствуй, лето!», фольклорный «Купалье» и т.д. Дети с удовольствием учат и читают стихи, слушают музыку, поют песни, водят хороводы, танцуют, играют в музыкально – дидактические игры, участвуют в творческой импровизации. Также летом необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. Детей необходимо знакомить с обычаями и традициями белорусского народа, заучивать стихи и пословицы о лете, водить хороводы, петь народные песни, играть в народные игры.

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы, повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературные досуги, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр – драматизаций.

Не следует забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Детей старшего дошкольного возраста можно привлекать к уборке на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно – бытовому труду.

Летние месяцы - оптимальное время для посадки растений. Эта работа обычно вызывает большой интерес у детей. При посадке растений на огороде или в цветнике, а затем уходе за ними у детей формируется система знаний о растительном мире, о его закономерностях и разнообразии, о стадиях развития растений и их строении, о сезонных изменениях в природе. Дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, в частности, между условиями роста и интенсивностью развития растений. Созерцание динамических изменений в природе способствует развитию у детей таких важных качеств, как наблюдательность, сообразительность, любознательность, развиваются важные интеллектуальные и практические умения. В частности, дети учатся планировать работу, подбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения определенных действий, распределять во времени отдельные этапы работы, функции и орудия труда между участниками процесса, оценивать результаты работы и т.п. В летний период растения быстро развиваются - из семян появляются побеги, подрастает рассада. Дети могут быстро увидеть результат своего труда на огороде или в саду. Планируя труд детей в природе, необходимо учитывать следующие важные моменты: характер труда, продолжительность и объем работы, способы привлечения детей к труду и организация их взаимодействия, методы и приемы воспитания. Труд детей в цветнике и на огороде должен быть разнообразным, посильным и регулярным. Следует помнить, что только разнообразный по содержанию труд вызывает у детей живой интерес и желание присоединиться к работе. Задачи необходимо усложнять постепенно. Физические усилия, приложенные детьми для их выполнения не должны вызывать переутомление, иначе у них возникнет негативное отношение к трудовым задачам. Орудия труда должны быть безопасны и соответствовать возрастным особенностям детей. Не стоит использовать игрушечный инвентарь - им тяжело и неудобно работать. Для того, чтобы заинтересовать детей дошкольного возраста трудовой деятельностью целесообразно использовать тематические загадки, пословицы, поговорки и игры, например «Найди по описанию», «Угадай, не ошибись», «Вершки и корешки» и другие. Также эффективным является сочетание наблюдений за развитием растений с чтением художественных произведений соответствующей тематики - стихов, сказок и рассказов.

Работа на огороде - прекрасная возможность закрепить умения детей различать и правильно называть растения. Детей старшего дошкольного возраста целесообразно знакомить со строением растений, в частности их корневой системой, а также влиянием погодных условий на состояние растений. Работая на огороде с детьми, воспитателю следует активно общаться с ними - вместе внимательно рассматривать растения, определять их свойства (цвет, размер, форму), общие и отличительные черты. С наступлением теплых дней начинают работу в цветнике - разрыхляют и обновляют почву, выпалывают сорняки. Планируя детский цветник, следует руководствоваться здравым смыслом и чувством меры. Хорошо спланированные цветники придают территории детского сада привлекательность, творчески и вдумчиво подобранные декоративные растения служат богатым материалом для занятий с детьми в природе. Обычно цветники располагают возле центрального входа или на открытом солнечном месте. Однако их можно разбивать на любом свободном участке территории дошкольного учреждения. Цветники могут иметь самые разнообразные формы: геометрическую (квадратную, овальную, круглую, прямоугольную, треугольную), произвольную - в виде бабочки, машинки и т.п. Наиболее удобным в условиях детского сада является цветник в виде узкой (шириной 2-3 метра) полосы вдоль забора или дорожки. У такого цветника дети смогут удобно разместиться во время работы - посева, высадки рассады, рыхления, прополки, полива. Определившись с расположением и формой цветника, начинают готовить почву к посеву и посадке цветов. Эту работу можно выполнять вместе с детьми. Необходимо очертить границы цветника, помочь детям вскопать землю и выбрать сорняки. Важно следить, чтобы дети работали аккуратно. В частности, посоветовать им не бросать сорняки рядом с цветником, а сразу укладывать в ведро. Перед посевом цветов, высадкой рассады выравнивают поверхность цветника и проводят борозды или делают лунки. Раздают детям семена цветов или стаканчики с рассадой и объясняют, каким образом следует сажать растения - рядами или группами. В центре или на заднем плане цветника (если он прилегает к стене или забору) сажают высокие растения, в средней части - несколько ниже, а у края - низкорослые. Детям обязательно нужно объяснить причину такого расположения цветов - рассказать о силе солнца и его значения для развития растений. Показать, что в случае ярусного расположения, высокие растения не заслоняют солнце своим соседям, и все получают достаточно света и тепла для жизни и развития. Если почва влажная, поливать цветник не надо. Можно попросить детей разрыхлить землю, чтобы помочь молодым побегам пробиться. Далее следует поставить флажки, чтобы не забыть, где что посажено. В зависимости от погоды нежные ростки однолетних цветов появятся в течение одной-двух недель. Уход за цветником заключается в своевременной прополке, поливе и рыхлении. Это дело может показаться дошкольникам скучным и однообразным. Поэтому, привлекая ребенка к такой работе, важно поддерживать его интерес к земледелию в целом. Детям можно предложить немало сказочных сценариев выполнения трудовых задач, например: «Спасти цветочек от жажды, напоив ее водичкой в жару», «Освободить цветочки от злых захватчиков – сорняков», «Подготовить для растений мягкую постель - рыхлую землю, чтобы отдохнув, они смогли сделать детям ценные подарки - замечательные цветочки». Малышам будет интереснее работать, если в цветнике будет «жить», скажем, керамический зайчик или ежик. Наблюдая за своим цветником, дети знакомятся с различными формами жизни цветов. Им будет интересно узнать о цветах, которые реагируют на движение солнца или распускаются, когда оно садится. Цветы такие разные, но одинаково нуждаются во влаге, солнце и удобрении. А также в заботе цветовода. Воспитателю можно спланировать проведение нескольких занятий по художественному творчеству на воздухе и вместе с детьми: украсить края цветника камнями, фрагментами керамики, или соорудить вокруг него невысокий плетень. Сад, цветник, огород - волшебное место для детей, где они познают жизнь растений, проводят первые научные опыты и приобщаются к тайнам природы. Игра, исследование, отдых или работа на участке - это первые наглядные занятия дошкольников в природе, которые способствуют развитию сенсорных ощущений, интеллекта, эмоциональной сферы, а также воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

Интересной формой организации труда в природе с детьми является эксперимент. Существует немало простых и одновременно увлекательных способов его проведения. Например, можно посеять на двух соседних грядках горох. Засевая первую грядку, использовать замоченный горох, а засевая вторую - его сухие семена. Затем необходимо понаблюдать вместе с детьми, на какой грядке горох взойдет быстрее, и помочь им понять, почему так произошло. Вместо гороха можно посадить обычные клубни картофеля. Следует отметить, что картофель - желанный овощ на детском огороде. Отбирают картофелины, которые различаются цветом (белые, желтые, розовые, красные, темно-фиолетовые) и форме (круглые, овальные, плоские, удлиненные), и рассматривают их вместе с детьми. Определяя признаки этих овощей, дети смогут закрепить умение различать цвета и формы предметов. Стоит понаблюдать, как у картофеля появляются ростки. Обратить внимание детей на то, что цвет и размер ростков соответствуют цвету и размера картофелины, на которых они появились.

Результаты этих наблюдений необходимо систематически фиксировать в дневниках наблюдений за объектами природы. Наблюдения могут быть как краткосрочными (1-2 дня), так и долговременными (недели, месяцы). Результаты могут фиксироваться по- разному: в виде рисунков, с использованием условных обозначений и др. По окончании наблюдений необходимо проводить итоговые беседы, в которых воспитатель вместе с детьми обобщает и систематизирует полученные результаты.

 Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно – исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию с водой и песком, решению проблемных ситуаций.

Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о мире, о своем окружении. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Быстрые перемены, происходящие в нашем современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни.

Цель познавательно - исследовательской деятельности – развитие исследовательского типа мышления воспитанников. Именно экспериментирование развивает детскую любознательность, пытливость ума, и формирует на их основе устойчивый познавательный интерес.

Методы и приемы организации познавательно – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы

- постановка и решение вопросов проблемного характера

- наблюдения

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)

- опыты

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

- подражание голосам и звукам природы

- использование художественного слова

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации

- трудовые поручения, действия.

Оборудование для исследовательской деятельности:

  1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
  2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера,

резиновые перчатки.

  1. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
  2. Резиновые груши разного размера.
  3. Пластиковые, резиновые трубочки.
  4. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
  5. Пластиковые контейнеры.
  6. Рулетка, линейка.
  7. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
  8. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
  9. Лупы, зеркала, магниты.
  10. Лопатки, грабли, лейки.
  11. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал, который можно исследовать с детьми:

  1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
  2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
  3. Гуашь, акварель.
  4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
  5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, мех, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Примерный перечень опытнической деятельности:

Вода:

Тема: «Круговорот воды в природе»

Опыт 1. Куда уходит вода.

Опыт 2. Путешествие капельки.

Ветер – воздух:

Тема: «Обнаружение воздуха»

Опыт 1. С водой и соломинкой.

Опыт 2. Со стаканом и тазиком с водой.

Опыт 3. Поймай воздух.

Опыт 4. Воздух в игрушке.

Песок. Глина. Камни.

Тема: «Растворимость веществ»

Явления неживой природы:

Наблюдение за солнцем (несколько наблюдений за разным состоянием:

палящим, спрятанным за тучи).

Наблюдение за небом, облаками (за разным состоянием).

Живая природа:

Тема: «Мы - друзья леса»

Наблюдение за мхом (на деревьях и на земле).

Наблюдение за водоемом.

Наблюдение за ягодами.

Наблюдение за птицами.

Тема: «Деревья, кустарники»

Наблюдение за березой и т.д.

Задача педагога - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои «почему» и «как».

Взаимодействие с семьёй

В летний период законные представители воспитанников должны видеть активную жизнь групп (сада).

Накануне летнего оздоровительного периода проводятся общие и групповые родительские собрания. Родителей знакомят с основными направлениями работы учреждения дошкольного образования в период летнего оздоровления воспитанников состоянием здоровья детей, организацией их оздоровления и закаливания;

В летний период оформлению материалов в родительском уголке также следует уделять внимание. Предпочтение отдавать открытым наглядным формам: ширмы, газеты, памятки, буклеты, выставки, библиотечки и др. по темам, например, «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Дружим с водой», «Витамины на тарелке», «Правила ГАИ – правила твои», «Болезнь грязных рук», «Летний отдых в выходные дни и во время отпуска», «Значение фликера», «Одежда детей летом» и др.;

В родительских уголках, кроме сетки занятий и распорядка, должна быть информация:

  • Тема недели
  • Чем мы занимаемся
  • Почитаем вместе
  • Наблюдаем вместе
  • Летний календарь природы
  • Календарь государственных и народных праздников
  • Тема занятия по образовательной области «Изобразительное искусство», задачи, которые решались с детьми, дата проведения, фамилия воспитателя, который проводил занятие (располагается возле продуктов детской деятельности)
  • Рубрика «Готовимся к школе» (старшие группы)
  • Адаптация к учреждению дошкольного образования (вторые младшие группы)
  • И другие рубрики, в соответствии с запросами, необходимостью, спецификой работы группы, работы учреждения и т.д.

В летний оздоровительный период воспитателям необходимо  планировать и приглашать родителей к участию в выставках, фотовыставках (например, «Наш любимый питомец», «Загадки на грядке»,  «Интересная находка», «Удивительное рядом», «Любимая сказка в нашей семье» и др.); включать позитивные утренние встречи (родителям вместе с детьми предлагается пройти по дорожке (лабиринту), которая может быть выложена из чего-либо, найти пожелание и его прочитать, или просто прочитать пожелание на «лучике солнышка», которое размещено  на веранде) и др.,   активно использовать опросники (2-3 вопроса, например, про книги по возрасту, про хозяйственно-бытовой труд и др.).

 

Источники:

http://mp.minsk.edu.by

http://mgiro.minsk.edu.by

https://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2020-2021-uchebnyj-god/doshkol-noe-obrazovanie-2020-2021.html

 

 

 

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

  1. Горбатова, Е.В. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста: рисование (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Национальный институт образования, 2018.– 88 с.
  2. 2.Горбатова, Е.В. Рисуем и играем (от 3 до 4 лет) / Малюем і гуляем (ад 3 да 4 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения/ Е.В. Горбатова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2018. – 28 с. рус. + 28 с. бел.: 28 л. ил.
  3. Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д.М.Дубініна. – Мінск: Новое знание, 2016. – 208 с.
  4. 4.Жабко, Я.Г. Катится по небу солнышко: песни для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Г. Жабко. – Минск: Аверсэв, 2016, 2020.– 112 с.
  5. 5.Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018– – 413 с.: іл.
  6. 6.Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 184 с.
  7. 7. Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 128 с.: ил.
  8. 8. Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет) / Пазнанне навакольнага свету: расліны (ад 3 да 4 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения/ Е.А. Рублевская.– Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 24 с. рус. + 24 с. бел.: 28 л. ил.
  9. 9.Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха.– Минск: Аверсэв, 2016, 2018. – 118 с.
  10. 10.Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ В.А. Шишкина. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, – 133, [3] с.
  11. 11.Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 88 с.

 

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

  1. 1. Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности: 4-5 лет: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И. Смолер. – Минск: Экоперспектива, – 31 с.: 37 л. ил.
  2. Дедулевич, М.Н. Физкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 192 с.
  3. Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі/ Д.М. Дубініна. – Мінск: Новое знание, 2016. – 208 с.
  4. 4.Жабко, Я.Г. Катится по небу солнышко: песни для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Я.Г. Жабко. – Минск: Аверсэв, 2016, 2020. – 112 с.
  5. 5.Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018– – 413 с.: іл.
  6. 6. Косенюк, Р.Р. Умней-ка. 4-5 лет. Я познаю мир: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования/ Р.Р. Косенюк, В.Н. Шашок.– Минск: Аверсэв, 2019, 2020. – 48 с.: ил.
  7. 7.Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 184 с.
  8. Пашко, В.Л. Дошкольникам об эмоциях: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ В.Л. Пашко. – 2-е изд., стер. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. – 16 с.: 24 л. ил.
  9. 9. Петрикевич, А.А. Весёлые игры по ознакомлению с природой: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Аверсэв, 2017, – 40с.: ил. – (Умней­ка!).
  10. Петрикевич, А.А. Умней-ка. 4-5 лет. Знакомство с природой: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования/ А.А. Петрикевич. – Минск: Аверсэв, 2019, 2020. – 63 с.: ил.
  11. Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў: вучэб.-метад. дапам. для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Аверсэв, 2017–2019. – 184 с.
  12. Старжынская, Н.С., Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 5 гадоў: вучэбны наглядны дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Аверсэв, 2017–2020. – 28 арк. іл.
  13. 13.Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ В.А. Шишкина. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 133, [3] с.
  14. 14.Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 88 с.

Старшая группа (от пяти до семи лет)

  1. 1.Анцыпирович, О.Н., Зыль, О.Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования: с электронным приложением / О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль.– 2-е изд., испр. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017. – 48 с.: 31 л. ил. + 1 электрон. опт. диск (CD).
  2. 2.Горбатова, Е.В. Художественная мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2016. – 40 с.: ил. – (Умней­ка!).
  3. Горбатова, Е.В. Умней-ка. 5-6 лет. Художественная мозаика: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2018–2020. – 64 с.: ил.
  4. 4.Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: стадыёны і спортпляцоўкі Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Л.А. Горелова. – Минск: Народная асвета, 2016.– 22 с. рус. + 22 с. бел.: 26 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).
  5. 5.Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска (от 5до 7 лет) / Твая сталіца: заводы і фабрыкі Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / К.Г. Гракова. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 26 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).
  6. 6.Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк.образования / А.Л. Давидович. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 104 с.
  7. 7.Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска (от 5 до 7лет) / Твая сталіца: архітэктура Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Е.Б. Давидович. – Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 29 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).
  8. 8.Даўгалёў, Д.М. Добры дзень, садок дзіцячы! Песні для дзяцей ад 5 да 7 гадоў: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі/ Д.М. Даўгалёў, У.Г. Пецюкевіч. – Мінск: Пачатковая школа, 2016. – 55 с.
  9. Дедулевич, М.Н. Физкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 192 с.
  10. Дошкольникам о правилах безопасности. 5-7 лет: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / А.Л. Давидович [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2020.– 45 с.: ил. + 8 с.
  11. 11. Дубініна, Д.М. Выхаванне ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці да беларускай мастацкай літаратуры і фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі/ Д.М. Дубініна.– Мінск: Новое знание, 2016. – 208 с.
  12. 12.Дубініна, Д.М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі/ Д.М. Дубініна, А.А. Страха, Д.У. Дубінін. – 2-е выд. – Мазыр: Белы Вецер, 2016. – 133, [3] с.
  13. 13. Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска (от 5 до 7лет) / Твая сталіца: тэатры Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / Н.Н. Евдокимова.– Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 28 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).
  14. 14.Жабко, Я.Г. Катится по небу солнышко: песни для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Я.Г. Жабко. – Минск: Аверсэв, 2016, 2020. – 112 с.
  15. Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018–2020. – 413 с.: іл.
  16. 16.Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 184 с.
  17. Ковалив, В.В. Нотка за ноткой: песни для детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.В. Ковалив.– Минск: Аверсэв, 2020. – 63 с.
  18. 18.Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб.­метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016, 2017. – 255 с.
  19. 19.Ладутько, Л.К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016–2019. – 48 с.: ил.
  20. Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 232 с.
  21. Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет) / Дзіця пазнае рукатворны свет (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для учреждений дошкольного образования с русским/ белорусским языком обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 44 с. рус. + 44 с. бел.: 42 л. ил.
  22. Пашко, В.Л. Учимся говорить красиво (от 5 до 7 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ В.Л. Пашко. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 23 л.: ил.; 45, [3] с.
  23. 23.Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска (от 5 до 7 лет) / Твая сталіца: паркі і скверы Мінска (ад 5 да 7 гадоў): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским / белорусским языком обучения / А.А. Петрикевич.– Минск: Народная асвета, 2016. – 16 с. рус. + 16 с. бел.: 27 л. ил. – (Серия «Страницы родной земли» / Серыя «Старонкі роднай зямлі»).
  24. 24.Петрикевич, А.А. Экологическая мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ А.А. Петрикевич. – Минск: Аверсэв, 2016–2019. – 40 с.: ил. – (Умней­ка!).
  25. 25.Полягошко, С.В. Творческое развитие ребенка в условиях художественно­речевой деятельности: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк.образования / С.В. Полягошко. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 82 л.: ил.; 47, [1] с.
  26. 26. Старжинская, Н.С. Речевая мозаика: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Н.С. Старжинская. – Минск: Аверсэв, 2016, 2017. – 56 с.: ил. – (Умней­ка!).
  27. 27.Шебеко, В.Н. Физическая культура детей от пяти до шести лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.Н. Шебеко.– Минск : Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.
  28. 28.Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [идр.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.: ил.
  29. 29.Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ В.А. Шишкина. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 133, [3] с.
  30. 30.Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 88 с.
  31. Шишкина, В.А. Умней-ка. 5-6 лет. Мозаика здоровья: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск: Аверсэв, 2018, 2020. – 32 с.: ил.