Ребенок на пороге школы

«РЕБЁНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период достаточно труден для детей, поступающих в школу. Ребёнок должен быть здоровым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее значимы и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребёнка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка.

Мотивационная готовность включает в себя желание идти в школу, интерес к ней, стремление познать новое. Чтобы определить, насколько развиты эти компоненты, можно задать ребёнку несколько вопросов типа: хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что в школе самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?

Ответы помогут родителям понять характер представлений будущего первоклассника о школе, наличие интереса к ней, к познанию нового. Кроме этого, можно предложить дошкольнику тест-игру для определения его основных стремлений, видов деятельности, которые ему больше нравятся. Взрослый бросает мяч, говоря начало предложения, а ребёнок должен бросить его назад, закончив предложение по своему представлению. Начало предложения может быть следующим: «Я стараюсь… Я думаю о том, чтобы… Я был(а) бы рад(а)…». Анализируя то, как ребёнок заканчивает фразы, можно узнать, интересуют его учебные занятия или он отдаёт предпочтение играм, игрушкам, какое представление имеет о своём будущем. Когда выясняется, что перед поступлением в школу ребёнок имеет о ней только приблизительные представления, у него нет направленности на учёбу, интереса к ней, стоит серьёзно подумать о формировании мотивационной готовности. Взрослый в этом случае может рассказать интересный эпизод из своей школьной жизни, сводить сына или дочь в школу, познакомить с будущей учительницей, поиграть с ребёнком и его друзьями в школу. Не надо пугать детей школой.

Другой компонент психологической готовности к обучению в школе – волевая подготовленность. У дошкольника должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет продолжительное время выполнять задания учителя, быть внимательным на уроке, доводить дела до конца. Родители могут понаблюдать за своим малышом для того, чтобы определить, развиты ли у него эти качества. Обратите внимание на то, может ли ребёнок сконцентрировано заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить, мастерить и т.д.), выполняет ли до конца данные ему поручения (собрать игрушки, расставить тарелки, привести в порядок свой внешний вид и т.д.), выработаны ли у него устойчивые привычки (чистить зубы, мыть руки до и после еды и т.д.), может ли он подождать некоторое время взрослого, не есть сладкого до обеда. Если в подобных ситуациях ребёнок не проявил волевых качеств, надо подумать, как можно их развивать. Тут помогут конструкторы, мозаика, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Проследите, как складываются у будущего первоклассника отношения с ровесниками. Если он привык лидировать, всегда определять характер игр и занятий друзей, а в классе будет несколько детей с подобным типом поведения, у него, конечно же, появятся сложности. Возможно, вас удовлетворяют такие черты характера вашего ребёнка, однако при этом не забывайте, что надо учить его иногда подчиняться другим, уступать, согласовывать свои действия с действиями сверстников. В этом поможет сюжетно-ролевая игра, во время которой надо заинтересовывать ребёнка выполнять второстепенные роли. Организуйте совместное рисование нескольких детей на любую тему, например, «Наш город». Приучайте его принимать во внимание взгляды других, помогать им, действовать по их указаниям. Если же дошкольник испытывает сложности в общении, в установлении контактов со сверстниками, содействуйте их совместным играм, приглашайте их к себе домой. Сформированность тех качеств, от которых зависит умение вступать во взаимодействие с ровесниками, относится к следующему компоненту – социально-психологической подготовленности к школе.

Для успешной учёбы очень важной является умственная подготовленность ребёнка. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представлений о пространстве и времени, животном и растительном мире, общественных явлениях. Поговорите с ребёнком, чтобы определить, знает ли он понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», отличает ли «вчера» от «сегодня» и «завтра». С помощью конкретных заданий определите, ощущает ли он время, это значит, может ли он выполнять поставленную задачу при ограничении отведённого времени до 1, 3 или 5 минут. Поинтересуйтесь, что знает ребёнок об окружающем мире, явлениях природы, жизни нашего общества. Дайте ему какой-нибудь предмет, который имел бы сложное строение, и понаблюдайте, умеет ли он внимательно рассматривать, выделять его отдельные детали и словом описывать их. Таким образом, вы определите особенности восприятия вашего ребёнка. Чтобы узнать  развитость памяти, прочитайте ребёнку 10 слов и попросите повторить их. Сделайте так 4 раза. Если с каждым разом количество слов, которые повторяет дошкольник, увеличивается и в итоге достигает 8-9 слов, его память на должном уровне. Нарисуйте также план комнаты, спрячьте игрушку и попросите найти её, указав место на плане. Если он справится с эти заданием, можно считать, что развитие мышления соответствует норме.

Таким образом, подготовленность к обучению в школе не может оцениваться только по тому, умеет ли ребёнок читать и писать. Если родители, осознав это, овладеют простыми и доступными способами определения психологической готовности будущего первоклассника, то смогут помочь ему легко адаптироваться в новых условиях, стать хорошим учеником.

 

Литература: журнал «Пралеска» №3 – Минск, 2011.