Для вас родители:
«Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедической работе»
Логопедическая, или артикуляционная, гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюстей, языка, губ, неба. Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи это сложный двигательный навык. Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Кроме этого, задачей артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений. Логопедическая гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить следует по 3-5 минут, каждый день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Логопед или взрослый из окружения ребенка должен показывать выполнение упражнения, а ребенок под его контролем делать. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
При проведении артикуляционной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляционных движений. Важно следить за чистотой выполнения движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц, умением удерживать движение определенное время. Мышцы должны быть без лишнего напряжения и вялости. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ниже приведены традиционные в логопедической практике комплексы упражнений, используемых в артикуляционной гимнастике.
Упражнения для губ
- Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.
Упражнения для щек
- Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
- Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 5. Горка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 6.Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Список используемой литературы:
- Будённая Т.Б. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.:«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 г.
- Краузе Е. Логопедия. – 2 изд., испр. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003г.
- Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. М.: «Просвещение», 1989.
Подготовила: учитель-дефектолог
без квалификационной категории
Евменова И.А