Письмо о Беларуси

04.05.2023

Сегодня в нашем детском саду прошло музыкальное развлечение патриотической направленности

"ПИСЬМО О БЕЛАРУСИ"

Задача этого мероприятия в том, чтобы расширить представления детей об историческом прошлом нашей страны, подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, закрепить представления о природных символах Беларуси (зубр, аист, цветок василька, лён, орнамент), развить интерес  и уважение к государственным символам Республики Беларусь, умения выразительного исполнения музыкальных и поэтических произведений, воспитывать чувство гордости за свою страну, прививать любовь к своей Родине.

Гостем мероприятия был старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры города Минска  Процкая Виктория Сергеевна.

       

      

 

 

 

Сценарий патриотического мероприятия

для воспитанников старшей группы (5-7 лет)

«Письмо о Беларуси»

(Музыкальное развлечение патриотической направленности)

Программные задачи: расширить представления детей об историческом прошлом нашей страны, подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, закрепить представления о природных символах Беларуси (зубр, аист, цветок василька, лён, орнамент), развивать интерес и уважение к государственным символам Республики Беларусь, умения выразительного исполнения музыкальных и поэтических произведений, воспитывать чувство гордости за свою страну, прививать любовь к своей Родине.

Материал и оборудование: компьютер, проектор, рушника с орнаментом, белорусские национальные костюмы (по количеству детей), льняная ткань, бутоньерка «Цветок Победы», мультимедийные презентации «Моя Беларусь», «Беларусь помнит», интерактивная игра «Отгадай символы Беларуси», мольберт с чистым листом ватмана для письма.

Ход мероприятия

Под музыку песни «Сэрца беларуса» (сл. и муз. О. Жукова) дети змейкой заходят в зал и садятся на стульчики

Вед.: Добрый день! Мы приветствуем всех, кто находится сегодня в этом зале. Дорогие ребята, вы, наверное, заметили, что у нас гости! Сегодня у нас в гостях человек очень нужной и важной профессии – заместитель прокурора нашего района Сергей Владимирович. И мы попросим сейчас Сергея Владимировича рассказать о своей профессии, чем же занимается прокурор, в чём заключается его работа?

ПРОКУРОР: Работа прокурора – это сложная профессия, которой надо долго учиться. Прокуроры следят за точным соблюдением законов в нашей стране, например, чтобы в школах и детских садах было хорошее питание, в   больницах хватало   лекарств, одним словом, что бы все люди соблюдали общие правила и в нашей стране всегда был мир, порядок, спокойствие и безопасность.

Вед.: Ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы всем вместе поговорить о нашей Родине, название которой – Беларусь!

Стихотворение «Зямля з блакітнымі вачамі  мультимедиа к стихотворению.

 Выходят дети. Стихи о Родине  В.Степанов                                               

Реб. 1: Что мы родиной зовем?

             Солнце в небе голубой

            И душистый, золотистый

            Хлеб за праздничным столом.

Реб. 2: Что мы родиной зовем?

             Дом, где мы с тобой растем,

             И березки, вдоль которых,

             Взявшись за руки, идем. 

Под музыку дети, взявшись за руки, становятся на полукруг.               

Песня «Песня о  Родине»  сл. и муз. Т. Бокач

(Выступление детей сопровождается презентацией «Моя Беларусь»)

Под музыку дети садятся на стульчики.

На экране появляется картинка с летящим вокруг планеты письмом 

Вед.Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Очень интересно, от кого оно? Давайте, откроем его и почитаем! 

Смотрите, нам написали дети из других детских садов, разных стран мира!

(Зачитывает письмо): «Дорогие ребята, жители неизвестной нам страны Беларусь! Вчера мы рассматривали карту мира и нашли красивое название Беларусь, но, к сожалению, ничего не знаем о вашей стране! Очень просим Вас написать письмо о Беларуси!»

Вед.: Ребята, но ведь для того, чтобы написать письмо, нам надо совершить небольшое путешествие по истории нашей страны и собрать всё самое важное и интересное. А путешествие мы совершим не на поезде и не на самолёте, а с помощью компьютера и путь нам укажет вот эта стрелочка.

 (На экране появляется движущаяся стрелка).

Вед.: Ну, что, ребята, вы готовы? Теперь, чтобы отправиться в путь надо только сказать:

Стрелка, стрелка покажи. Про Беларусь нам расскажи (дети повторяют)

На экране появляются государственные символы.

Вед.: Что мы видим на экране компьютера? (Ответы детей.)

Конечно же, ребята, в нашем письме мы должны рассказать о государственных   символах нашей страны.

 Ребята, что вы знаете про наш флаг?

Выходят дети, читают стихи о флаге:

Реб. 3: Красный солнечный рассвет

             Излучает он тепло и свет

             Сила жизни – красный цвет

             Цвет сражений и побед.

Реб. 4: Зеленый – показатель жизни.

             Всего того, что есть в Отчизне.

             Природы щедрые богатства,

             Мир, процветанье государства!

Реб. 5: Белый – мудрость и свобода,

            Чистота – души народа

            Гостеприимство и духовность,

            Что составляет нашу гордость!

Реб. 6: Орнамент красный, в белом поле –

             Работа, от неё мозоли.

             Благополучие, богатство,

             Всех людей живущих братство!

Реб. 7: А знаете ли вы такой факт? 

Наш белорусский флаг побывал в космическом пространстве, на международной космической станции «Звезда» и всё благодаря нашему земляку белорусскому лётчику –космонавту Олегу Навицкому!

……(имя ребёнка), Давай мы приклеим изображение нашего флага к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)

Вед.: Излучает он чудесный свет

            У него – высокая судьба.

          И, пожалуй, в целом мире нет.

          Благородней нашего ….герба  

Правильно,  Герб является вторым отличительным государственным символом нашей страны.

……(имя ребёнка), Давай, мы тоже приклеим изображение нашего герба к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)

Дети, а что еще кроме герба и флага является государственным символом нашей страны . Правильно это гимн.

В каждой стране есть свой государственный гимн. Гимн это торжественная песня, принятая как символ государственного единства.

Звучит Гимн Республики Беларусь, дети встают…

……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста слова нашего гимна к письму, чтобы все об этом тоже узнали…(ребёнок прикрепляет изображение)

Ведущий: А мы с вами продолжаем наше путешествие и двигаемся дальше.

 Вы помните слова?

Дети: Стрелка, стрелка покажи, про Беларусь нам расскажи.

(На экране появляется движущаяся стрелка, которая останавливается на слайде с контуром карты Беларуси) 

Ведущий проводит интерактивную игру «Отгадай символы Беларуси».

(На слайде контур карты Беларуси, внутри вопросы, ведущий загадывает загадки, дети разгадывают и вопросы постепенно заменяются на картинки)

Вед.: Ребята, а о чём ещё мы можем написать в нашем письме? Ведь кроме государственных символов, есть ещё и другие символы, которые отличают Республику Беларусь от других стран. Отгадайте загадку…

          Птица на крыше гнездышко вьет –

          Домик всех выше, счастье несет.

          Птенчиков нежно будет учить,

          Как безмятежно в небе парить. ( аист)

Нашу страну часто  называют землёй под белыми крыльями. Белый  аист – так же  символ Беларуси. Его крылья простираются над землёй, говоря о мире, добре и любви. И называют его белорусы ласкава… як на беларускай мове? название произносят дети) –  бусел.

……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста, нашего буслика к письму …(ребёнок прикрепляет изображение)

Вед.: Со следующим символом нашей страны мы познакомимся, когда отгадаем ещё одну загадку.

              Как зовут меня, скажи:

              Часто прячусь я во ржи,

              Скромный полевой цветок,

              Синеглазый…. ( василек)

Вед.: Правильно, василёк. А как еще называют белорусы цветок  василька? Дети: валошка.

Вед.: С этим цветком сравнивают наших людей, потому что василёк – это символ духовности, верности, чистоты. Такими и являются люди – белорусы.

……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста, цветок василька к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)

Вед.: Ребята, слушайте следующую загадку:

               Он хозяин леса, рощи,

              Есть рога и есть копыта,              

              Обладает силой, мощью,

              Тело шерстью все покрыто.              

              Охраняется законом.                                         

              Он питается корою,              

              Также – листьями, травою (  зубр)

Беловежская пуща – один из самых известных символов Беларуси! Зубр является не только «лицом» Беловежской пущи, но и всей Беларуси. Он один самых древних жителей планеты Земля.

……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста, изображение зубра к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)

Вед.: Ребята, посмотрите, что скрывается за следующим вопросо.

Что мы видим на картинке? (Ответы детей) А из какой ткани  шили белорусские национальные костюмы? (Ответы детей (лен, шерсть).

Ребята, а чего же не хватает на этих костюмах? (ответы детей)

Вед.: Правильно…орнамент.

Слово «орнамент» означает «украшение». Обычно так называют узор, в котором повторяется один и тот же рисунок. Орнамент может состоять из геометрических фигур, листьев, птиц, зверей. Долгое время люди верили в то, что орнамент оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Кроме того, орнамент помогает сделать предмет более нарядным и привлекательным. Орнамент – это также один из отличительных символов Беларуси. Ребята, посмотрите, ведь ваша одежда тоже украшена орнаментом…

……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста, изображение орнаменты к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)

Вед.:Ребята, а какой овощ самый знаменитый в Беларуси? Говорят, что каждый белорус знает более 20 рецептов из этого овоща и готовит их чаще всех других жителей планеты. Что это за овощ? (Ответы детей) Правильно, картошка. А как будет на белорусском языке картошка?

Дети: бульба.

Вед: Ребята, а какие вы знаете блюда из картошки? Взрослые, помогайте…

Игра «Назови дети блюда из картошки» 

(участвуют и дети и взрослые)

Вед.: Молодцы……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста, изображение картошки к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)

Вед.: Ребята, а вы знаете, что есть белорусский народный танец, который так и называется «Бульба»?

Танец «Бульба»

Вед. Ну, что же, ребята, продолжаем наше путешествие. Слова ещё не забыли?

Дети: Стрелка, стрелка покажи, про Беларусь нам расскажи.

(изображение мемориальных комплексов «Брестская крепость-герой», «Хатынь», «Буйничское поле», «Курган Славы») 

Вед.: Ребята, а расскажет о том, что же изображено на этих картинках Сергей Владимирович…

Прокурор: Однажды много лет тому назад, на нашу Родину напали враги. Первыми приняли удар защитники Брестской крепости. Много горя принесла с собой Великая Отечественная война. В нашей стране нет такой семьи, которой бы не коснулись события и испытания войны. Враги топтали наши земли, уничтожали людей, поджигали дома и города, но еще не кому не удавалось окончательно уничтожить свободолюбивых белорусов. Колокола Хатыни, мемориал в Брестской крепости напоминают нам: «Люди! Помните! Не допустите новой войны!». Чтобы люди помнили о подвиге героев тех лет каждый год 9 Мая страна отмечает государственный праздник – День Победы.

Посмотрите на символ праздника «Дня Победы» («Цветок победы»). Дети посмотрите, из каких деталей он складывается? (Яблоневый цвет и ленточка). Почему цвет ленты именно такого цвета? (Ответы детей) Колористика белорусского флага на ленточке подчеркивает историческую значимость. А почему цветок яблони украшает ленту? (Ответы детей)  Яблоневый цвет это символ чистоты и свежести, весны, возрождения, начало новой жизни. Мы с гордостью носим символ праздника «День Победы».

Вед.: Спасибо, Сергей Владимирович, за интересный рассказ.

………………………(имена детей), давайте, прикрепим, изображения цветка Победы и мемориальных комплексов к нашему письму, ведь всем нужно об этом помнить…(дети прикрепляют изображения)

Реб. 8: Как было много тех героев,           

            Чьи неизвестны имена.           

            Навеки их взяла с собою,           

            В свой край, неведомый, война.

 Реб. 9: Они сражались беззаветно,             

             Патрон последний берегли,             

             Их имена приносит ветром,             

             Печальным ветром той войны.

 Реб. 10: Еще тогда нас не было на свете,

               Когда с Победой вы домой пришли.

               Солдаты Мая, слава вам навеки

               От всей земли, от всей земли! 

Танец «Журавли»

( Песня «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р.Гамзатова)                             

Вед.:А сейчас мы почтим память павших героев в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

Все встают. Звучит метроном. Минута молчания

Вед.:Беларусь – единая, бескрайняя и гостеприимная страна, которая протягивает руку дружбы и раскрывает объятия всем народам, кто желает жить на нашей земле мирно!

Реб. 11: Белай Руссю край мой клічуць,

               Краем сосен і бяроз,                

               Край, дзе жураўлі курлычуць,                

               Я люблю, люблю да слёз!

Реб. 12: Васільковым край завецца,

               У гэтым краі  добра жыць!

               Шчодра сонца мне смяецца-

               Як цябе мне не любіць,

Реб. 13: Я заўжды, мой край , з табою,

                  Мне не трэба край другi,

               З табой сэрцам i душою!

               Ты – навекi дарагi

Танец с полотнами «Здравствуй, Родина»

(под песню муз. С.Толкунова, сл. С. Сологуб в исполнении И. Дорофеевой)       

Вед: Ну, что же, ребята, (показывает на мольберт) мы с вами о многом рассказали в нашем письме, осталось только попросить наших гостей, чтобы они написали пожелания друзьям из разных стран.

Взрослые пишут маркерами пожелания…

Вед: Теперь наше письмо готово, и совсем скоро мы пойдём на почту, чтобы отправить его друзьям из других стран.

Дети парами под песню «Беларусь – наш дом» И.Бейня обходят круг, машут на прощание свободными руками.

 

Литература: Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / М-во образования Респ. Беларусь. - Минск : НИО, 2023. – 380с.