Письмо о Беларуси
04.05.2023Сегодня в нашем детском саду прошло музыкальное развлечение патриотической направленности
"ПИСЬМО О БЕЛАРУСИ"
Задача этого мероприятия в том, чтобы расширить представления детей об историческом прошлом нашей страны, подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, закрепить представления о природных символах Беларуси (зубр, аист, цветок василька, лён, орнамент), развить интерес и уважение к государственным символам Республики Беларусь, умения выразительного исполнения музыкальных и поэтических произведений, воспитывать чувство гордости за свою страну, прививать любовь к своей Родине.
Гостем мероприятия был старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры города Минска Процкая Виктория Сергеевна.
Сценарий патриотического мероприятия
для воспитанников старшей группы (5-7 лет)
«Письмо о Беларуси»
(Музыкальное развлечение патриотической направленности)
Программные задачи: расширить представления детей об историческом прошлом нашей страны, подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, закрепить представления о природных символах Беларуси (зубр, аист, цветок василька, лён, орнамент), развивать интерес и уважение к государственным символам Республики Беларусь, умения выразительного исполнения музыкальных и поэтических произведений, воспитывать чувство гордости за свою страну, прививать любовь к своей Родине.
Материал и оборудование: компьютер, проектор, рушника с орнаментом, белорусские национальные костюмы (по количеству детей), льняная ткань, бутоньерка «Цветок Победы», мультимедийные презентации «Моя Беларусь», «Беларусь помнит», интерактивная игра «Отгадай символы Беларуси», мольберт с чистым листом ватмана для письма.
Ход мероприятия
Под музыку песни «Сэрца беларуса» (сл. и муз. О. Жукова) дети змейкой заходят в зал и садятся на стульчики
Вед.: Добрый день! Мы приветствуем всех, кто находится сегодня в этом зале. Дорогие ребята, вы, наверное, заметили, что у нас гости! Сегодня у нас в гостях человек очень нужной и важной профессии – заместитель прокурора нашего района Сергей Владимирович. И мы попросим сейчас Сергея Владимировича рассказать о своей профессии, чем же занимается прокурор, в чём заключается его работа?
ПРОКУРОР: Работа прокурора – это сложная профессия, которой надо долго учиться. Прокуроры следят за точным соблюдением законов в нашей стране, например, чтобы в школах и детских садах было хорошее питание, в больницах хватало лекарств, одним словом, что бы все люди соблюдали общие правила и в нашей стране всегда был мир, порядок, спокойствие и безопасность.
Вед.: Ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы всем вместе поговорить о нашей Родине, название которой – Беларусь!
Стихотворение «Зямля з блакітнымі вачамі.» мультимедиа к стихотворению.
Выходят дети. Стихи о Родине В.Степанов
Реб. 1: Что мы родиной зовем?
Солнце в небе голубой
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Реб. 2: Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Под музыку дети, взявшись за руки, становятся на полукруг.
Песня «Песня о Родине» сл. и муз. Т. Бокач
(Выступление детей сопровождается презентацией «Моя Беларусь»)
Под музыку дети садятся на стульчики.
На экране появляется картинка с летящим вокруг планеты письмом
Вед.: Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Очень интересно, от кого оно? Давайте, откроем его и почитаем!
Смотрите, нам написали дети из других детских садов, разных стран мира!
(Зачитывает письмо): «Дорогие ребята, жители неизвестной нам страны Беларусь! Вчера мы рассматривали карту мира и нашли красивое название Беларусь, но, к сожалению, ничего не знаем о вашей стране! Очень просим Вас написать письмо о Беларуси!»
Вед.: Ребята, но ведь для того, чтобы написать письмо, нам надо совершить небольшое путешествие по истории нашей страны и собрать всё самое важное и интересное. А путешествие мы совершим не на поезде и не на самолёте, а с помощью компьютера и путь нам укажет вот эта стрелочка.
(На экране появляется движущаяся стрелка).
Вед.: Ну, что, ребята, вы готовы? Теперь, чтобы отправиться в путь надо только сказать:
Стрелка, стрелка покажи. Про Беларусь нам расскажи (дети повторяют)
На экране появляются государственные символы.
Вед.: Что мы видим на экране компьютера? (Ответы детей.)
Конечно же, ребята, в нашем письме мы должны рассказать о государственных символах нашей страны.
Ребята, что вы знаете про наш флаг?
Выходят дети, читают стихи о флаге:
Реб. 3: Красный солнечный рассвет
Излучает он тепло и свет
Сила жизни – красный цвет
Цвет сражений и побед.
Реб. 4: Зеленый – показатель жизни.
Всего того, что есть в Отчизне.
Природы щедрые богатства,
Мир, процветанье государства!
Реб. 5: Белый – мудрость и свобода,
Чистота – души народа
Гостеприимство и духовность,
Что составляет нашу гордость!
Реб. 6: Орнамент красный, в белом поле –
Работа, от неё мозоли.
Благополучие, богатство,
Всех людей живущих братство!
Реб. 7: А знаете ли вы такой факт?
Наш белорусский флаг побывал в космическом пространстве, на международной космической станции «Звезда» и всё благодаря нашему земляку белорусскому лётчику –космонавту Олегу Навицкому!
……(имя ребёнка), Давай мы приклеим изображение нашего флага к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)
Вед.: Излучает он чудесный свет
У него – высокая судьба.
И, пожалуй, в целом мире нет.
Благородней нашего ….герба
Правильно, Герб является вторым отличительным государственным символом нашей страны.
……(имя ребёнка), Давай, мы тоже приклеим изображение нашего герба к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)
Дети, а что еще кроме герба и флага является государственным символом нашей страны . Правильно это гимн.
В каждой стране есть свой государственный гимн. Гимн это торжественная песня, принятая как символ государственного единства.
Звучит Гимн Республики Беларусь, дети встают…
……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста слова нашего гимна к письму, чтобы все об этом тоже узнали…(ребёнок прикрепляет изображение)
Ведущий: А мы с вами продолжаем наше путешествие и двигаемся дальше.
Вы помните слова?
Дети: Стрелка, стрелка покажи, про Беларусь нам расскажи.
(На экране появляется движущаяся стрелка, которая останавливается на слайде с контуром карты Беларуси)
Ведущий проводит интерактивную игру «Отгадай символы Беларуси».
(На слайде контур карты Беларуси, внутри вопросы, ведущий загадывает загадки, дети разгадывают и вопросы постепенно заменяются на картинки)
Вед.: Ребята, а о чём ещё мы можем написать в нашем письме? Ведь кроме государственных символов, есть ещё и другие символы, которые отличают Республику Беларусь от других стран. Отгадайте загадку…
Птица на крыше гнездышко вьет –
Домик всех выше, счастье несет.
Птенчиков нежно будет учить,
Как безмятежно в небе парить. ( аист)
Нашу страну часто называют землёй под белыми крыльями. Белый аист – так же символ Беларуси. Его крылья простираются над землёй, говоря о мире, добре и любви. И называют его белорусы ласкава… як на беларускай мове? название произносят дети) – бусел.
……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста, нашего буслика к письму …(ребёнок прикрепляет изображение)
Вед.: Со следующим символом нашей страны мы познакомимся, когда отгадаем ещё одну загадку.
Как зовут меня, скажи:
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…. ( василек)
Вед.: Правильно, василёк. А как еще называют белорусы цветок василька? Дети: валошка.
Вед.: С этим цветком сравнивают наших людей, потому что василёк – это символ духовности, верности, чистоты. Такими и являются люди – белорусы.
……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста, цветок василька к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)
Вед.: Ребята, слушайте следующую загадку:
Он хозяин леса, рощи,
Есть рога и есть копыта,
Обладает силой, мощью,
Тело шерстью все покрыто.
Охраняется законом.
Он питается корою,
Также – листьями, травою ( зубр)
Беловежская пуща – один из самых известных символов Беларуси! Зубр является не только «лицом» Беловежской пущи, но и всей Беларуси. Он один самых древних жителей планеты Земля.
……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста, изображение зубра к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)
Вед.: Ребята, посмотрите, что скрывается за следующим вопросо.
Что мы видим на картинке? (Ответы детей) А из какой ткани шили белорусские национальные костюмы? (Ответы детей (лен, шерсть).
Ребята, а чего же не хватает на этих костюмах? (ответы детей)
Вед.: Правильно…орнамент.
Слово «орнамент» означает «украшение». Обычно так называют узор, в котором повторяется один и тот же рисунок. Орнамент может состоять из геометрических фигур, листьев, птиц, зверей. Долгое время люди верили в то, что орнамент оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Кроме того, орнамент помогает сделать предмет более нарядным и привлекательным. Орнамент – это также один из отличительных символов Беларуси. Ребята, посмотрите, ведь ваша одежда тоже украшена орнаментом…
……(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста, изображение орнаменты к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)
Вед.:Ребята, а какой овощ самый знаменитый в Беларуси? Говорят, что каждый белорус знает более 20 рецептов из этого овоща и готовит их чаще всех других жителей планеты. Что это за овощ? (Ответы детей) Правильно, картошка. А как будет на белорусском языке картошка?
Дети: бульба.
Вед: Ребята, а какие вы знаете блюда из картошки? Взрослые, помогайте…
Игра «Назови дети блюда из картошки»
(участвуют и дети и взрослые)
Вед.: Молодцы………(имя ребёнка), прикрепи, пожалуйста, изображение картошки к нашему письму…(ребёнок прикрепляет изображение)
Вед.: Ребята, а вы знаете, что есть белорусский народный танец, который так и называется «Бульба»?
Танец «Бульба»
Вед. Ну, что же, ребята, продолжаем наше путешествие. Слова ещё не забыли?
Дети: Стрелка, стрелка покажи, про Беларусь нам расскажи.
(изображение мемориальных комплексов «Брестская крепость-герой», «Хатынь», «Буйничское поле», «Курган Славы»)
Вед.: Ребята, а расскажет о том, что же изображено на этих картинках Сергей Владимирович…
Прокурор: Однажды много лет тому назад, на нашу Родину напали враги. Первыми приняли удар защитники Брестской крепости. Много горя принесла с собой Великая Отечественная война. В нашей стране нет такой семьи, которой бы не коснулись события и испытания войны. Враги топтали наши земли, уничтожали людей, поджигали дома и города, но еще не кому не удавалось окончательно уничтожить свободолюбивых белорусов. Колокола Хатыни, мемориал в Брестской крепости напоминают нам: «Люди! Помните! Не допустите новой войны!». Чтобы люди помнили о подвиге героев тех лет каждый год 9 Мая страна отмечает государственный праздник – День Победы.
Посмотрите на символ праздника «Дня Победы» («Цветок победы»). Дети посмотрите, из каких деталей он складывается? (Яблоневый цвет и ленточка). Почему цвет ленты именно такого цвета? (Ответы детей) Колористика белорусского флага на ленточке подчеркивает историческую значимость. А почему цветок яблони украшает ленту? (Ответы детей) Яблоневый цвет это символ чистоты и свежести, весны, возрождения, начало новой жизни. Мы с гордостью носим символ праздника «День Победы».
Вед.: Спасибо, Сергей Владимирович, за интересный рассказ.
………………………(имена детей), давайте, прикрепим, изображения цветка Победы и мемориальных комплексов к нашему письму, ведь всем нужно об этом помнить…(дети прикрепляют изображения)
Реб. 8: Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
Реб. 9: Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
Реб. 10: Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Танец «Журавли»
( Песня «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р.Гамзатова)
Вед.:А сейчас мы почтим память павших героев в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.
Все встают. Звучит метроном. Минута молчания
Вед.:Беларусь – единая, бескрайняя и гостеприимная страна, которая протягивает руку дружбы и раскрывает объятия всем народам, кто желает жить на нашей земле мирно!
Реб. 11: Белай Руссю край мой клічуць,
Краем сосен і бяроз,
Край, дзе жураўлі курлычуць,
Я люблю, люблю да слёз!
Реб. 12: Васільковым край завецца,
У гэтым краі добра жыць!
Шчодра сонца мне смяецца-
Як цябе мне не любіць,
Реб. 13: Я заўжды, мой край , з табою,
Мне не трэба край другi,
З табой сэрцам i душою!
Ты – навекi дарагi!
Танец с полотнами «Здравствуй, Родина»
(под песню муз. С.Толкунова, сл. С. Сологуб в исполнении И. Дорофеевой)
Вед: Ну, что же, ребята, (показывает на мольберт) мы с вами о многом рассказали в нашем письме, осталось только попросить наших гостей, чтобы они написали пожелания друзьям из разных стран.
Взрослые пишут маркерами пожелания…
Вед: Теперь наше письмо готово, и совсем скоро мы пойдём на почту, чтобы отправить его друзьям из других стран.
Дети парами под песню «Беларусь – наш дом» И.Бейня обходят круг, машут на прощание свободными руками.
Литература: Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / М-во образования Респ. Беларусь. - Минск : НИО, 2023. – 380с.