Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ  И  ДИСЛЕКСИИ

У  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 

С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования.

Дети с отставанием в речевом развитии допускают при чтении и письме специфические ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка.

Причиной их возникновения является несформированность фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматического строя речи, пространственной ориентации.

Некоторые дети с трудом соотносят зрительный образ буквы с ее названием.

Частичное расстройство процессов чтения и письма называется соответственно дислексией и дисграфией.

Что можем сделать мы- дошкольные педагоги для профилактики таких нарушений? Прежде всего знать причины возникновения, а также меры предупреждения дисграфии и дислексии.

Специфические ошибки детей и способы их предотвращения.

---Ошибки при записи отдельных букв.

  1. Ребенок не дописывает элемент буквы.
  2. Добавляет лишний элемент.
  3. Пишет букву зеркально.

Эти ошибки не связаны с нарушениями звукопроизношения, их причина в несформированности у ребенка пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Вот некоторые приемы работы по профилактике данных нарушений, которые можно применять с детьми дошкольного возраста.

  1. Прописывание букв в воздухе.
  2. Конструирование букв (из палочек, ниток,проволоки, кедровых орехов, крупы, выдавливание в пластилине точками и т. д.).
  3. Дописывание элементов букв.
  4. Сравнение смешиваемых букв(В-Р), (Т-Г), (В-З), (Х-К) и др.
  5. Реконструирование букв: одну превратить в другую (Ы-ЬЪ-Б-В-З…)
  6. Нахождение спрятавшихся букв (зашумленные рисунки).
  7. Формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»).
  8. Закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится?», «Нарисуй, где скажу», «Лабиринты»), графические диктанты.

Примерные задания.

-Угадай буквы.Узнай и назови заштрихованные буквы.

- Посмотри внимательно и скажи, что изображено:

 -Назови или запиши перечёркнутые буквы.

Подумай, что случилось с буквами. Угадай буквы и запиши их правильно.

-Рассмотри внимательно квадрат.

Что записано в квадрате? Какие буквы записаны в квадрате? Назови букву в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в середине квадрата; в левом верхнем углу; в правом нижнем углу.

     -Рассмотри внимательно таблички и скажи, что на нихизображено.

Скажи, что в каждой табличке лишнее, и объясни, почему. 18.

    -Посмотри внимательно на пары букв, назови их и скажи, чем они различаются по написанию:

1.Р—Ь; Ь—В; И—Ш; И — П.

  1. Посмотри внимательно на буквы.

П, Б, Д, О, К, Щ, Ю, Я, X, 3, С.

-Выбери из данных букв те, которые ты можешь превратить в другие. Расскажи, как ты это сделаешь.

    -Рассмотри рисунки и скажи, на какие предметы они похожи. Обведи их, не отрывая руки.

Расскажи, какие предметы и как ты обводил. Сколько каких предметов на рисунках?

---Ошибки при записи слов.

  1. Пропуск гласных (брат-брт).
  2. Пропуск согласных (брат-бат).
  3. Пропуск слогов (соседи-седи).
  4. Раздельное написание частей слова (но сочки).
  5. Замена букв (Саса, лыба).
  6. Перестановка слогов (творожок-тровожок).

Причиной таких ошибок является несформированность навыков звукобуквенного и слогового анализа слов, как следствие фонематического недоразвития. Простые формы такогоанализа (узнавание звука в слове, вычленение первого и последнего звука в слове) возникают в процессе развития устной речи. Сложные же формы (определение количественного и качественного звукового состава слова) формируется лишь в процессе специального обучения).

Первоначально работа ведется с опорой на вспомогательные средства: по мере выделения звуков ребенок заполняет графическую схему фишками.

Далее в названном слове определяются первый, второй, третий и т.д. звуки. Уточняется их количество.

Третий этап –самый сложный. Дети определяют количество и последовательность звуков в слове, которое не произносится вслух, то есть на основе представления.

Фонематический анализ по представлению осуществляется при выполнении следующих заданий: придумать слово с определенным количеством звуков; отобрать картинки с изображением предметов, в названии которых присутствует определенное количество звуков (игра «Поезд», «Теремок»); показать цифру, соответствующую количеству звуков в названии изображенного предмета, и т. д.

Примеры из тетради Комаровой Л. А. (Звук ч, стр.15).

---Ошибки при записи предложений.

  1. Ребенок не соблюдает правил записи предложения (нет заглавной буквы, нет точки в конце предложения).
  2. Слитно пишет слова с предлогами.
  3. Аграмматизмы при письме. (Нарушение связи слов: изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени).

Причина ошибок-несформированность лексико-грамматического анализа предложений.

Для профилактики ошибок такого рода используют следующие приемы:

-составление предложений по картинке;

-составление схем предложений с предлогами и без них;

-определение количества слов в предложении (начинать с предложений из двух слов);

-составление предложений из заданного количества слов (двух, трех…);

-словесные упражнения типа «Исправь ошибку», «Доскажи словечко», «Помоги Незнайке».

 

Подготовила: учитель-дефектолог без квалификационной категории ЦаркевичИ.А

 

Используемая литература:

  1. Логопедия/ Под. ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 2002.